Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рынок труда

Энциклопедический словарь

РЫНОК ТРУДА - РЫ́НОК ТРУДА́, сфера формирования спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату и другие предоставляемые блага. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Рынок труда в связи с многообразием своих форм, «привязанностью» к человеку, обладает рядом существенных особенностей. Спрос на рынке труда возникает на услуги определенного типа и сложности (например, на услуги не шоферов вообще, а водителей автобусов с определенным уровнем квалификации и опыта). Наряду с общенациональным рынком формируются местные рынки труда (например, рынок труда в России и в Молдавии), на которых соотношение спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно отличаться. В силу того, что люди меняют профессию, предложение трудовых услуг также может варьироваться.

Важным регулятором рынка труда является степень мобильности рабочей силы, которая включает профессиональную и территориальную мобильности. Для первой характерна способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни, для второй - готовность менять местожительство в целях получения работы.

Рынок труда является рынком не первичного, а производного спроса, то есть спроса на факторы производства (см. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА), величина которого зависит от спроса на товары и услуги. Производность спроса на рынке труда определяет зависимость на нем ситуации от положения дел на товарных рынках. Труд покупается на рынке только потому, что его использование позволяет производить товары и услуги, пользующиеся спросом у покупателей. Однако заработная плата работника не может быть выше той суммы, которую можно выручить на рынке за произведенную им продукцию.

При неизменных ценах на товары и услуги ставка заработной платы может расти лишь в том случае, если повышается производительность труда. При этом под ставкой заработной платы понимается денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного периода времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определенного объема работы (например, изготовление одной детали).

Спрос на рынке труда определяется формулой: «чем выше плата, которую работники (обычно высококвалифицированные) требуют за свой труд, тем меньшее их число готовы нанять работодатели», из чего вытекает формула предложения: «чем выше плата за определенный вид работ, тем большее число работников готовы его выполнить».

На рост предложения также влияет уровень престижности труда и морального удовлетворения, которое он приносит. К снижению предложения ведут высокая степень тяжести труда, его сложность, а также потребность людей иметь свободное время. При существенном росте заработной платы предложение труда может также сократиться под влиянием эффекта дохода.

Как и все рыночные цены, заработная плата формируется в итоге взаимодействия спроса, который предъявляют работодатели, и предложения, формируемое наемными работниками. Отклонения заработной платы от равновесного уровня происходят под влиянием изменений ситуации на различных товарных рынках, в том числе из-за появления новых отраслей, где предлагаются лучшие условия труда.

Однако между отраслями и профессиями, как правило, существуют устойчивые различия в оплате труда, зависящие от его сложности, тяжести, от ограниченного числа талантливых людей, а также степени профессионального риска.

Для более сложного, требующего высокой квалификации труда необходимо долгосрочное обучение, которое, в свою очередь, предусматривает более высокую зарплату. В развитых странах труд специалистов с высшим образованием, как правило, оплачивается выше, чем низкоквалифицированных рабочих. Больший объем знаний и навыков, накопленных в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности, позволяет им выполнять более «ценные» для нанимателей виды работ. С этих позиций стремление к получению образования рассматривается не только как тяга к повышению образовательного уровня, но и как стимул для создания в будущем более выгодных условий для продажи своего труда.

Но не так редки случаи, когда труд рабочего (особенно в металлургической промышленности, на химических производствах и некоторых др.) оплачивается выше, чем работа инженера. В таком случае высокая степень тяжести его труда возмещается повышенной зарплатой.

Как известно, заработки популярных кинозвезд, рок-музыкантов, выдающихся спортсменов и т. д. чрезвычайно высоки. Каждый из них является «уникальным товаром», приобрести который желает огромное число зрителей. В силу естественной уникальности таких персон предложение их в качестве товара весьма ограниченно, что резко повышает оплату их труда.

Кроме того, на уровень оплаты труда влияет степень риска, с которой связана та или иная работа. Чем выше риски, тем выше ставка зарплаты. Колоссальный риск, связанный с такими специальностями, как шахтер, летчик-испытатель, предприниматель и др. (одни из них рискуют своим здоровьем и жизнью, другие - огромными суммами денег, вложенными в сделки) закономерно компенсируется высокой оплатой труда.

Евразийская мудрость от А до Я.

РЫНОК ТРУДА -

совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые

Словарь народов и культуры

Рынок труда

(labour market), эконом, отношения между покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) раб. силы. Классич. полит, экономия предполагает, что обеспечение труда определяется его стоимостью - уровнями заработной платы. Альтернативные эконом, модели указывают на существование внутри фирм относительно автономных, т.е. неконкурентных, внутр. Р.т., к-рые нельзя объяснить классич. моделью. Социологи стали особенно интересоваться анализом Р.т. в нач. 1970-х гг., пытаясь объяснить разновидности занятости разл. социальных категорий, в частности женщин, этнич. и молодежных групп. Первоначально это касалось модели двойного Р.т., состоящей из двух секторов: первичного и вторичного. Модель была заново разработана экономистами, в осн. Доурингером и Фларом (1971). Предприниматели платили высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишь постольку, поскольку стремились сохранить устойчивую группу рабочих первичного сектора, обладающих необходимой квалификацией. Именно по этой причине первичный сектор находится в крупных корпорациях. Однако политика сохранения ядра рабочих первичного сектора (как правило, взрослых мужчин) дорогостояща и для жизнеспособности др. группы рабочих должны иметь более низкую заработную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном секторе (обычно состоящем из молодых взрослых женщин) предприниматели могут допустить намного более высокие коэф. текучести раб. силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менее квалифицированными и менее важными для процесса произ-ва. Он характерен для более мелких фирм, находящихся в отношениях субподряда с крупными корпорациями. Модель двойного рынка объясняет нек-рое непостоянство условий на Р.т., поскольку основана на технологически детерминистском предположении, согласно к-рому политика фирм в данной области направлена исключительно на поддержание своего эконом, преобладания путем применения технологии. Эта модель не объясняет, почему социальные группы, связанные с двумя частями двойного Р.т., напр., женщины, имеют тенденцию получать работу во вторичном секторе. Предпринимая анализ форм Р.т., социологи попытались преодолеть указанные ограничения, особенно с помощью развития понятия сегментации и идентификации локальных Р.т.

Полезные сервисы